Ребенок в 17 лет не хочет учиться. Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Я подросток и я не хочу учиться искать причину или это просто лень?

Привет, друг! Я Настя и мне 17 лет. Как же я понимаю ситуацию, когда нет желания учиться, посещать школу – оно просто куда-то пропадает. Но куда и что с этим делать? А может это наша лень или в этом есть другие причины, почему же подростки не хотят учиться? Я предлагаю сегодня в этом разобраться. Думаю, ты здесь для того ж.

В тексте я много обращаюсь к моим ровесникам, но если вы родитель подростка, который не хочет учиться, то вам тоже будет полезно прочитать эту статью. А может быть, и дать посмотреть её вашему ребёнку.

5 советов, что делать, если интерес к учебе пропал?

Школа… честно, только спустя двух лет после окончания 9 класса я могу спокойно вспоминать школьное время с улыбкой.

Буду откровенна и признаюсь, что у меня были проблемы и в отношениях с учителями и с моими одноклассниками, пока я училась в школе. И только спустя время я поняла, что даже это всё был опыт, от которого у меня есть много мыслей, с которыми я хочу поделиться и с тобой.

Так что же делать, когда пропало желание учиться и ходить в школу?

На всё есть причина

Задай себе вопрос, почему ты не хочешь ходить в школу, почему ты не хочешь учиться. Иногда за просто маской лени могут скрываться и другие причины, более серьезные.

Например, плохие отношения с ровесниками или с учителями, учитель неинтересно преподает предмет или причина может скрываться в том, что родители от нас ждут большего и ты просто боишься не оправдать их надежды. Причины разные, попробуй найти свою. Спроси себя сам, будь честен с собой.

Мотивация, как толчок к действиям

Что тебя вдохновляет, мотивирует? Чего тебе для этого не хватает?

Например, для действий тебе необходима поддержка близких тебе людей и другие ситуации.

А может тебе пора сменить свой режим, составить его так, чтобы времени хватало на полноценный сон и отдых, а также выполнение д/з и других дел. Тут может помочь знание тайм менеджмента — чтобы его изучить есть вариант прочитать книгу или посетить специальные курсы, где научать эффективно распоряжаться временем.

Вот, кстати, заметила по себе, что продуктивность дня немало зависит и от того, как ты выспался. А когда ты стараешься в учебе, то интерес к ней может появиться в этом процессе, то же самое, как и аппетит приходит во время еды.

Мы — результат вчерашних действий и мыслей

Как много в этой фразе. И это так и есть!

Здесь я хочу написать о привычках. Как же зависит наша жизнь от них, точнее они и есть часть нашей жизнь, поэтому действуй сейчас! Хочешь начать бегать, выйди вечером на прогулку, пробегись по парку, дела зарядку по утрам, веди дневник своих мыслей и не только этот список бесконечен, и он зависит только от тебя.

Начни с простого. Запиши всё то, что тебе хочется или как ты представляешь свой «идеальный» день и уже отталкиваясь от этого составляй список над чем тебе надо работать, какие привычки вводить в свою жизнь. По началу будет не просто, но всё возможно)

Найди себе хобби

Учиться, безусловно, хорошо, но отдыхать тоже надо. Что расслабляет еще как ни любимое дело – хобби. Если его у тебя еще нет, то это прекрасная возможность пробовать что-то новое, пока не найдешь, что тебе по душе!

Только, набравшись сил, ты сможешь грызть гранит науки.

Если есть проблема – надо ее решать

Если ты всё же в смятении и твое состояние тебя самого огорчает и подобные ощущения. Я могу тебе посоветовать обратиться к психологу. По себе знаю, что это такое, когда уже не можешь разгрести свои мысли и чувства в этой спешной жизни. А этот специалист поможет тебе разобраться в себе. Советы психолога, его вопросы тебе помогут.

У меня так сложилось, что родители отвергают таких специалистов и я понимала, что они мне оплачивать психолога не будут, а сама я не потяну. Если ты столкнёшься с подобной проблемой, то попробуй спросить своих близких знакомых, а может у кого-то мама работает психологом, и она тебе будет рада оказать услугу. Мне помогает моя тётя, но до этого я всё обсудила с родителями. Они были не против.

Ну что, друг, надеюсь, мои советы тебе стали полезны, и ты что-то для себя возьмешь из моего списка на заметку.

Советы для родителей подростков – что делать, если подросток не хочет учиться?

Найти общий язык

Согласитесь, что любую ситуацию, любой конфликт можно решить простым разговором? Так поговорите со своим подростком, попробуйте сблизиться с ним, если у вас не такие теплые отношения. В этом вам могут помочь совместное занятие или что-то другое. Думаю, что ваш подросток раскроется в таком случае вам и поведает вам о своих чувствах, переживаниях и проблемах.

Проблема = решение

Проблемы нужны для того, чтобы их решать, не так ли? Как только вы нашли причину, попробуйте сразу ее устранить. Поговорите с классным руководителем, ведь именно этот человек отвечает за весь класс, именно он может знать о проблемах в школе, и тогда вам будет немного проще понять почему подросток не желает учиться.

Учителя

Какая же это трудная профессия. И как жал ко, что сейчас не так много учителей, которые преподают предмет так, что дух захватывает, когда ты видишь по деятельности, как человек любит то дело, которому посвятил свою жизнь. Увы, да, таких мало, из-за этого может появиться проблема, что, прогуляв или пропустив по уважительной причине одно занятие, идет дал ьше накопление прогулов, так просто неинтересно, просто скучно, ведь лучше поспать еще или заняться чем-то более интересное занятием — ходить учиться в школу становится не в приоритетах.

Но иногда может быть и похуже ситуации, чем просто не интерес. Это может быть оскорбление или унижение. Последствия могут быть различные, особенно в подростковый период мы – дети, очень чувствительны, особенно на критику.

Лучше, если ребенок всё расскажет. Можно поменять школу или разобраться с таким учителем, ведь от такого воздействия может пострадать не только один человек.

Одноклассники

Как же мы стремимся быть похожими на какого-то в этом возрасте, то есть подросток не хочет отставать от моды, быть как все… какая это глупость, но так и есть. К сожалению, именно из-за того, что я не как все тебя часто могут не принять в коллективе и от этого у подростка может появиться желание не ходить в школу, попросту прогуливать занятия. Да, мы ходим в школу учиться, но общение очень важно и очень, как по мне, неуместно, особенно подростку, говорить, что он ходит именно для получения знаний.

Если проблемы возникают, то лучше сразу их решать и разбираться, а в другом случае опять-таки можно просто поменять учебное заведение.

Окружение

Вы знаете, как проводит время ваш ребенок после учебного времени, а с кем?

Многое зависит от окружения. Только сейчас, смотря на своих одноклассников в сети, я благодарю родителей, что когда-то меня не пускали гулять, что сейчас я такая благодаря им и мне это нравится. Это мой выбор, но в этом всем есть и заслуга родителей, что вовремя меня направили, как сейчас думается мне. Но всё может быть и не так, все мы разные и наша жизнь очень зависит общения с людьми. Не просто же так говорят: «Покажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты»? Обратите внимание на компанию своего ребенка-подростка, может эти «друзья» такое влияние оказывают на вашего подростка, что могут появиться вредные привычки, прогулы и т.д. Да, это тоже выбор, но пока вы можете на чем-то настаивать, ведь вы несете ответственность за поступки и действия своего ребенка. А мы сложные в этот период, надо найти к нам правильный подход, но здесь всё индивидуально.

Переходный возраст

Какие же мы все нервные в этот период, первая любовь, экзамены, жизнь так и бурлит. Примите это, мы взрослеем, надо запастись терпением, скоро это всё пройдет, и мы будем более спокойны, мы вас начнем понимать. А еще очень сильно моральное давление оказывают такие слова, что мы вас не уважаем, что вы для нас всё, а вы сами знаете, что дальше. Не надо так., пожалуйста. Этим вы нам делаете неприятно, даже очень и состояние от этого ухудшается. Ваше от мыслей, а подростка — от слов.

Семья

А всё ли хорошо в семье? Какое же сильное влияние оказывает на нас семья, родители. У меня столько выводов сложилось о многих вещах и всё из семьи. Пересмотрите ваши отношения, если что-то не так — исправляйте. Мы же всё не только видим, мы чувствуем, после со всем «багажом» мы идем в будущее, и всё оставляет свой след.

Отсутствие интереса

А может мы просто не хотим учиться, а хотим… нет, и не жениться, заниматься чем-то более полезным для нас самих делом. Объясните, поговорите, поразмышляйте о том, для чего нужно ходить в школу и учиться. Я постоянно слышала от родителей, что «учёба – это будущее». Не знаю. Да, очень важен аттестат, чтобы попасть на бюджет и так далее. А если мне и не нужна корочка? Это другой вопрос. А что касается знаний, то всё самое важное – это основы, они были в начале, а потом это как для общего развития, но почти всё просто не нужно. Вы же не используете все алгоритмы в повседневной жизни или же не задумываетесь какое предложение сейчас скажите и подобное.

К завершению

Закончить хочется, наверное, тем, что мы и так все знаем, что из любой ситуации можно найти выход, а если и его нет, значит где-то есть вход.

Наша жизнь — это периоды и «не хочу учиться» — тоже период. Для нас – подростков и для родителей подростков. Трудно, но всё это пройдет, многое мы будем вспоминать уже с улыбкой, но пока надо это принимать, общаться и действовать. Удачи, я верю, что у тебя всё будет хорошо и ты со всем справишься.

Не учится, хамит, зависает в телефоне: как родителю подростка не сойти с ума

Быть подростком очень сложно. Но не менее сложно быть его родителем. О том, как помочь колючему и ранимому ребенку пережить нелегкий этап взросления, не испортив с ним отношений, рассказала кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России Ксения Сыроквашина.

Большинство родителей со страхом ждут наступления подросткового возраста своих детей. Обязательно ли все проходят через этот период как через трудное испытание? Какого подростка можно назвать «трудным»?

Подростковый возраст не всегда страшен, но это действительно один из критических периодов жизненного цикла, который по динамике изменений уступает только грудному. Подростковый возраст очень турбулентный. Мне не очень нравится словосочетание «трудный подросток», — думаю, лучше его избегать, чтобы не стигматизировать подростка. Для кого он трудный, для окружающих? Родители жалуются, что их сын или дочь не учится, не хочет выполнять какие-то требования родителей… А надо сказать, что подросток может быть трудным и для самого себя. Когда трудно в себе разобраться, трудно понять, что происходит, трудно регулировать эти изменения. Ведь чаще всего родители обращаются к психологам с запросом «появились проблемы с учебой». А по факту оказывается, что в отношениях много трудностей, недопонимания, застарелых проблем, связанных с тем, как функционирует семья. Поэтому на то, как пройдет этот период, сильно влияют отношения в семье и домашняя обстановка еще до начала подросткового возраста. Ведь несмотря на то что ребенок значительно меняется и преподносит сюрпризы, все равно это тот самый человек, который уже имеет определенный опыт взаимоотношений в своей семье.

Как по времени варьируется наступление и окончание подросткового периода? И от чего может зависеть слишком раннее психологическое взросление и, наоборот, слишком позднее?

Есть классификация Всемирной организации здравоохранения, которая включает в подростковый возраст период с 10 до 19 лет — всех так называемых тинейджеров. Наша отечественная классификация немножко другая: с 11-12 лет до 15 лет — собственно подростковый возраст, когда начинают нарастать изменения, и юношеский возраст — с 15 и до 17-18 лет.

Почему некоторые дети взрослеют рано? Отчасти играет роль физиология, но могут быть и какие-то психологические факторы. Например, ребенку предъявляются требования, превышающие его возрастные возможности. Или в семье сложная ситуация, например, тяжело заболел кто-то из близких. Тогда мы видим рано взрослеющих детей, которые в 10-12 лет вынуждены брать на себя функции взрослого.

Какие типично подростковые психологические проблемы вы могли бы выделить?

Это проблемы, связанные с эмоциональной уязвимостью и с эмоциональной регуляцией в целом, способностью выдерживать бурные эмоции и переживать их конструктивным образом. Это проблемы межличностных отношений и с взрослыми, и с ровесниками. Проблемы, связанные с социальной тревогой — каким меня воспринимают окружающие. Причем общение в социальных сетях решает этот вопрос лишь отчасти: с одной стороны, там контактировать легче, с другой стороны, подростки по-прежнему более ценным считают общение в реальности. И, конечно, это поиск смысла существования.

Какие болевые точки подростка нужно обходить стороной и где быть максимально деликатными?

Одна из самых уязвимых областей — это область успеха и достижений, когда подростка сравнивают с другими. Это тема способностей подростка — что он может или не может.

Подростковый период вообще сложен именно тем, что человек уже так много может по сравнению с ребенком и еще так мало по сравнению со взрослым. Это зависание в разреженном воздухе между детством и взрослостью для подростка может переживаться очень непросто.

Поэтому родителям важно понимать реальные возможности подростка и предъявлять ему адекватные требования. И всегда надо помнить, что подросток во многом зависит от взрослых — материально, юридически. Он может быть очень развит интеллектуально, внешне, но надо понимать, что за этим часто скрывается болезненная эмоциональная уязвимость. И какие-то очень незначительные комментарии, которые родителю кажутся скорее заботой, могут серьезно ранить. Например, мама скажет девочке, стоящей перед зеркалом: «Что-то ты поправилась, тебе бы похудеть». Или в магазине: «Эта юбка тебе совсем не идет». Я думаю, это очень узнаваемая ситуация. А для уязвимого подростка это болезненно и может повлечь за собой неприятные последствия вплоть до саморазрушающего поведения. Таким эффектом обладают и любые критические обобщения: «Ну ты как всегда…». Вопрос не только в том, что они бьют по самооценке, но и в том, что это становится частью самооценки. То есть, эти высказывания, как бы они ни были ненавистны, становятся частью самовосприятия детей.

Как можно завоевать доверие подростка, найти к нему подход?

С подростком нужно быть достаточно честным и иметь искреннее желание помочь. Подростки очень чувствительны, и именно поэтому их так трудно обмануть. Но как бы просто ни звучало: «будьте искренними», это на самом деле сложно. Подросток все время пытается защититься, он колючий, эмоционально неустойчивый, ему трудно сочувствовать и испытывать сострадание, сложно признавать его право на такую бурную эмоциональную жизнь. Часто родители не выдерживают и реагируют неконструктивно: «немедленно прекрати это», «ничего страшного не происходит, что ты делаешь?», «перестань так переживать, дело не стоит выеденного яйца». В английском такое отношение точно описывает слово «invalidation» — инвалидация, когда мы не даем человеку право на переживание того, что он чувствует. Хорошо, если взрослые смогут от критического подхода перейти к конструктивному поиску решений. Это не означает, что сразу станет легко. Это всегда длительный процесс, где будут успехи и неудачи. Тем не менее, важно не фокусироваться только на критике и наказании, очень важно подчеркивать то, что подросток делает хорошо и что у него получается.

Как чаще всего подростки справляются с проблемами?

Основная продуктивная стратегия — это общение со сверстниками. Подростки могут часами говорить или переписываться друг с другом, и это очень хороший навык — значит, они способны обращаться за помощью. Очень здорово, когда подростки читают или смотрят фильмы, которые имеют отношение к их проблемам. Очень часто, чаще, чем нам кажется, подростки ведут дневники, пишут там свои мысли, что тоже помогает справляться со своими переживаниями.

Негативные способы — это саморазрушающее поведение: употребление алкоголя, самоповреждение, нанесение самопорезов, что сейчас достаточно распространено. Рискованное поведение — поиск новых сильных ощущений. Агрессивное и девиантное поведение. Избегание проблем — это тоже негативная стратегия, когда неудача настолько страшна, что проще совсем не пытаться что-то делать.

Нанесение самоповреждений встречается все чаще среди подростков. Как ребенок к этому приходит?

Самоповреждение важно разграничивать с суицидальным поведением. Это ситуация, когда, к примеру, девочка или мальчик не имеет намерения покончить жизнь самоубийством, но наносит себе порезы, комментируя это так, что это облегчает эмоциональные переживания. Этому и правда есть подтверждения — физическая боль снижает боль душевную. Это физиологический механизм. Сегодня это распространено в среде подростков, потому что эстетика самоповреждения тиражируется в сети и распространена в некоторых субкультурах. Подростки видят примеры в среде своих приятелей, в каких-то пабликах, узнают из сети, что есть такой способ эмоциональной саморегуляции — себя порезать. И в ситуации сильных переживаний пробуют этот способ на себе.

Опасность самоповреждающего поведения в том, что к нему привыкают и начинают пользоваться даже в ситуациях, когда можно совладать продуктивными стратегиями. Самопорезы закрепляются как часть обычной жизни. Иногда самоповреждающее поведение становится одной из ступенек к суициду — человек привыкает к боли. Особенно если этому сопутствует ощущение себя как бремени, как человека, который никому не нужен, мысли о смерти. Если сюда добавляется чувство одиночества, оторванности от других людей, риск суицида на фоне самоповреждающего поведения возрастает в разы.

Как разграничить естественные проявления взросления от признаков личностных расстройств или психических заболеваний? Когда родителям следует сильно насторожиться?

Есть понятные для окружающих проявления подросткового возраста, например, бунт с целью сепарации от родителей. С тем, что так и должно быть, и это необходимость, вроде бы все согласны. Как правило, настороженность вызывают какие-то резкие изменения — был одним, стал другим. Всегда общался открыто, и вдруг стал вести себя иначе, закрылся, не подпускает к себе.

Ту грань, за которой уже надо обращаться к специалистам, родитель может определить, прежде всего, по нетипичности поведения. И для этого, конечно, важно выслушивать подростка, потому что часто его высказывания не воспринимаются всерьез. Например, подросток говорит, что ему все надоело, он хочет покончить с собой или напасть на школу, а родители это воспринимают как пустые слова. А это является сигналом к тому, что он нуждается в родительском внимании и консультации специалистов.

Есть же еще большая проблема стигмы обращения к специалистам, страх перед специалистами по душевному здоровью. Помню случай, когда мальчика, больного шизофренией параноидной формы, родители забрали под расписку из стационара, потому что ребенок хотел домой. То есть врач был против, он говорил: «Не надо забирать ребенка, он действительно себя плохо чувствует, он действительно болен, его надо пролечить и снять острое состояние». Но родители не послушали. Через три дня мальчик совершает убийство по бредовому мотиву, то есть в соответствии с расстройством. Убивает человека, который, как ему казалось, наносит ему вред. Это крайний вариант, но так тоже бывает. В этом плане надо прислушиваться к специалисту, доверять ему.

В случаях с нападениями на школы родители были шокированы действиями своих детей точно так же, как и все остальные. Можно ли заподозрить, что подросток находится на грани такого поступка, и если да, то по каким признакам?

Исследования, которые проводятся постфактум трагедии и в отношении предотвращенных нападений на школы, говорят, что чаще всего какие-то признаки подготовки нападения были. Самый известный случай был в школе Колумбайн в 1999 году, название этой школы стало нарицательным. Та бойня с пятнадцатью погибшими показала, насколько все службы оказались беспомощны в предотвращении такого сценария. А ведь два стрелка пришли не за тем, чтобы выдвинуть какие-то требования, они пришли за местью, — по-видимому, части из жертв они говорили о мотивах своего поведения, о том, что это месть за презрительное отношение и буллинг.

Сейчас подростки все равно делятся, есть социальные сети, в которых это проскальзывает. Это могут быть какие-то высказывания, восхищение историями других нападениях, увлечение материалами, связанными с такими нападениями. Не могу сказать, что отследить признаки готовящегося нападения во власти родителей в 100% случаев. Но внимательность, периодический выход за пределы рутинного ежедневного общения могут помочь. Если определенное доверие сохраняется, то хорошо говорить не только об оценках и о том, что в школе происходит, но и том, что беспокоит подростка по-настоящему.

Какие типичные ошибки допускают родители в общении с подростками? Из-за чего теряются доверие и контакт, которые так необходимы в этот период?

Такое может произойти, когда к подростку предъявляются нереалистичные ожидания. Нам всем хотелось бы видеть детей здоровыми, счастливыми, успешными, беспроблемными. Родителей легко понять в этом отношении. Только для подростка это может быть непосильно, по крайней мере, на данный момент. Если настаивать на соответствии ожиданиям, то можно легко пропустить все остальное, что с ним происходит.

Еще доверие теряется из-за отказа признавать право подростка на собственные чувства. Понятно, что мы не должны потворствовать деструктивному поведению, алкоголизации, позволять наносить самоповреждения, но признать те переживания, которые толкают его на это, имеет смысл. Обвинения и критика, как правило, усугубляют проблемы. В нашей культуре есть представление о том, что — ну, как без критики? Иначе совсем ничего не будет делать. Такая позиция распространена не только по отношению к подросткам. Это то, к чему привыкли сами родители. На самом деле, конструктивный подход, стремление разрешить проблему подростка часто работает лучше, чем обвинение и внушение чувства вины. Если нам понятна причина, мы готовы формулировать какие-то варианты выхода из этой ситуации, это лучше, чем обвинять и критиковать.

И заключительный вопрос: как родителям помочь подростку пережить период взросления?

Прекрасно, если в семье есть атмосфера доверия и уважения. Хорошо, если родители всегда оставляют возможность подростку обратиться к себе, каким бы тяжелым ни был период и как бы велико ни было взаимное недовольство подростка и родителей. Оставаться рядом, быть внимательным, не игнорировать какие-то важные послания, которые сообщает подросток или которые вы наблюдаете. Реагировать на ограничения в питании или какое-то другое странное пищевое поведение. Обращать внимание на рассуждения о насилии или нападениях. С вниманием относиться к самоповреждениям, самопорезам. Это нельзя игнорировать, важно выяснить, что происходит. И еще: прекрасно, когда есть у родителей есть возможность осмыслять собственную жизнь, искать собственную реализацию в мире, потому что, с одной стороны, это дает родителям силы пережить взросление ребенка, а с другой — дает пространство подростку для собственных поисков.

«Будет учиться — станет проституткой». Как выдают замуж девочек-подростков в Центральной Азии

«В первую брачную ночь я сказала, что у меня еще нет месячных, спросила, можем ли мы подождать, пока они появятся. Он согласился, но пошутил, что если это затянется, он заведет любовницу», – вспоминает Жибек.

Она живет в Кыргызстане. Ее похитили в 14 лет, во время выпускного после 9-го класса. Похитителя звали Тилек, ему было 22 года: «Мои родители приехали сразу же и захотели меня забрать. Но вдруг передумали и начали уговаривать: мол, смотри, это богатый дом, а у них и без меня хватает забот и детей».

«Месячные пришли почти через год, он и правда меня не тронул. Но шутки с любовницей оказались реальностью – он спал со своей одноклассницей. Но я его не настолько любила, чтобы из-за этого страдать. Меньше будет меня трогать, мне даже лучше», – рассказывает Жибек.

Она родила двойню, но измены мужа не заканчивались. «На фоне битых жен со злыми свекровями жаловаться мне стыдно, меня муж не бил, одевал. Но походы к однокласснице не закончились и через пять лет. Я поняла, что это просто унизительно перед детьми. Разводиться нам не пришлось, мы официально не женились».

История Жибек не единична. Правозащитники говорят, что ранние браки для стран Центральной Азии остаются острой проблемой.

Узбекистан стал последней страной региона, поднявшей брачный возраст женщин до 18 лет (изменения вступают в силу 1 сентября 2019 года). Но это не решит проблему, отмечают правозащитники: браки с несовершеннолетними официально не регистрируют, а проводят мусульманский обряд. Поэтому и нет точной статистики.

В Казахстане, Узбекистане и Туркменистане законодательство никак не регулирует заключение религиозных браков.

В Кыргызстане в 2019 году в Уголовный кодекс внесли статью, предусматривающую запрет на проведение религиозных брачных обрядов с несовершеннолетними. Ответственность – лишение свободы на срок от трех до пяти лет – предусмотрена не только для мулл, но и для родителей несовершеннолетней невесты и жениха. На 1 марта 2019 года было зарегистрировано 17 подобных случаев. Возбуждено 10 уголовных дел, вынесено 8 обвинительных приговоров, 22 человека получили условные сроки.

В 2011 году в Семейный кодекс Таджикистана внесли поправки, которые запрещают проведение обряда без документа о регистрации брака в ЗАГСе. «Если такого документа нет, проведение обряда является уголовным преступлением, особенно в случаях, когда один из супругов или оба являются несовершеннолетними», – объясняет пресс-секретарь Комитета по делам религий, упорядочений национальных традиций, торжеств и обрядов Афшини Муким.

При этом он знает примеры нарушения законодательства: «В сельской местности бывают случаи, когда священнослужители проводят обряды с несовершеннолетними. Это не настоящие священнослужители. Они сами называют себя муллами, не являясь ими, и не состоят на учете в Комитете по делам религии».

За брак с несовершеннолетней в Таджикистане можно получить лишение свободы на срок до шести месяцев, за принудительный брак – до пяти лет. Но, как отмечается в докладе Госдепартамента США о соблюдении прав человека в мире за 2019 год, в Таджикистане «до 10% мужчин практиковали многоженство, во многих из этих полигинных браков участвовали несовершеннолетние невесты».

«Патриархат сделал свое дело»

Правозащитники отмечают, что в большинстве случаев решение о браке принимают родители: «Девушка воспринимается родителями как отрезанный ломоть. Она уйдет в другую семью. Поэтому, считают родители, нет нужды тратиться на то, чтобы дать девочкам образование, – и стараются избавиться от них пораньше», – объясняет правозащитница из Таджикистана Ойнихол Бобоназарова.

«Даже если девушка будет сопротивляться, плакать и умолять, родители сказали – и все. Девушке ничего не остается, кроме как согласиться, потому что в противном случае она проявит неуважение к старшим», – говорит основательница движения #НеМолчиKZ Дина Смаилова.

«К таким женщинам нет уважения в семье. Если они один раз нарушили ее права – ее никто не спросил и выдали замуж, – то ее никто не будет спрашивать, хочет она рожать или нет, хочет она учиться или нет. Патриархат сделал свое дело – женщины годами умалчивали насилие над собой. Это социальная норма, которая нам навязана, что женщина должна подчиняться», – подчеркивает Смаилова.

Брак в патриархальном обществе часто подразумевает, что женщина должна родить в первый год после замужества. Но, по словам гинекологов, рождение ребенка такой юной матерью несет много рисков.

«Согласно ВОЗ, от 15 до 19 лет – это подростковый возраст. В этом возрасте еще нестабильный гормональный фон, девочка еще не до конца выросла, не до конца сформировался ее костный таз. Чем младше девочка, тем больше возникает проблем. Может быть ряд осложнений: преждевременные роды, больше травматизма во время родоразрешения, высший процент кесарева сечения», – объясняет гинеколог медицинского центра ON CLINIC в Алматы Гульжан Салыкбаева.

«Сейчас очень часто говорят, что когда-то выдавали замуж и в 12 лет. Но никто не считает женщин, которые в то время погибли. Ссылаться на это неправильно», – отмечает доктор.

Аккыз выдали замуж в 15 лет за 26-летнего кузена, который до этого год ее насиловал.

«Мне было 14 лет. Мы с родителями, тремя братьями и двумя сестрами жили на окраине Алматы, – говорит Аккыз. – И у нас постоянно жили папины родственники. Папа и его родня к маме относились жестоко, поэтому когда приехал в город работать Бекжан, кузен по маминой линии, я старалась держаться с ним».

«Когда мама вновь забеременела, я устроила скандал: зачем это надо, он ее бьет и у нас нет денег, снова все на мне будет. Папа избил меня», – вспоминает Аккыз.

«В обиде я убежала. За мной прибежал Бекжан. Он обнимал меня долго, начал гладить по голове, шее, плечам, я перестала рыдать. Он начал целовать меня, я не стала противиться, но быстро поняла, о чем говорили родители: мое тело грешное, и оно заморочило голову даже близкому родственнику. Я вырвалась, но Бекжан побежал за мной и сказал, что возбужден и не отпустит меня, пока я не пересплю с ним. Я билась, но он снял трусы и изнасиловал меня. Когда он закончил, обнял меня и сказал, что любит и мы должны пожениться».

По словам Аккыз, она хотела пожаловаться, но было некому: «Папа только что избил меня, мама боится всего на свете. А рассказать о родственнике мамы – это навести на нее еще больший гнев отца и его семейства».

«Я просто постаралась забыть, но изнасилование повторилось еще раз десять. Причем несколько раз дома, когда родители были в другой комнате», – говорит она.

Аккыз решила покончить с собой, но ее спасли. «Я рассказала в больнице причину желания покончить с собой, и как ожидалось, все обвинили маму в не таком воспитании и ее плохой родне. Кузен же заявил, что я с ним кокетничала и спала с кучей разных мужчин».

Аккыз заставили выйти замуж за кузена, поскольку она была беременна. Ей было 15 лет, поэтому официально брак не регистрировали – провели мусульманский обряд бракосочетания.

«Дочь родилась с инвалидностью, мой муж заявил, что это не его ребенок, но родня заставила его остаться со мной. Он пил и бил меня, а в 16 я снова забеременела. В 18 я родила третьего ребенка, в 19 похоронила первого. В 20 я развелась», – рассказывает Аккыз.

Сейчас ей 35 лет. Ни с кем из своих родственников Аккыз не общается: «Я сама вырастила двоих детей. Мне нечего стыдиться, стыдно должно быть им. Вместо того, чтоб сдать насильника в милицию, они сдали меня ему в жены».

«Будет учиться – станет проституткой»

Руё из Душанбе насильно выдали замуж в 17 лет. Сейчас ей 23 года, она разведена и воспитывает двоих детей. «Мою жизнь испоганили тетки по папиной линии. Они папе говорили: «Твоя дочь слишком шустрая, если будет учиться – станет проституткой».

«Меня с 7-го класса забрали со школы. Они заплатили, принесли фиктивную справку, что я якобы в другом месте учусь. В школе приняли это, хотя прекрасно знали, что я нигде не учусь», – рассказывает Руё.

«Выдали замуж насильно. Он был старше меня на два года. Но я и трех месяцев не прожила с ним, он меня бросил. Опять тети вмешались, рассорили меня с отцом, а потом еще и оклеветали меня. Умудрились сказать, что «она гулящая была, такой и осталась».

Через два года Руё вновь вышла замуж и родила двух девочек, но опять развелась.

«Это ошибка родителей, когда они выдают девочку рано замуж, она еще ребенок, – считает Руё. – Я ведь учиться хотела, мечтала стать хирургом. Если бы я сама решала, все было бы по-другому».

«Позвать муллу, он поженит»

Гулрафтор Аминовой сейчас 25 лет. Она живет в поселке Навбунёд Хуросонского района Таджикистана и одна воспитывает двоих детей – восьми и двух с половиной лет.

Замуж Гулрафтор вышла в 16 лет, жениху было 18. Говорит, что любила его. Из-за того, что невеста была несовершеннолетней, официально зарегистрировать брак они не могли, поэтому был проведен лишь мусульманский обряд.

«В кишлаке это нормально. Необязательно идти в ЗАГС, можно позвать муллу, он поженит. Это же настоящий брак», – говорит Гулрафтор.

Несколько лет назад ее муж уехал на заработки в Россию, оттуда позвонил ей и три раза произнес «талок» («развод» по мусульманскому обряду).

Гулрафтор осталась одна с детьми и без денег. Родители мужа, в доме которых жила пара, выгнали молодую женщину вместе с детьми. Она добилась участка земли от администрации района и сама построила там домик.

«Условий никаких здесь нет. В дождь и снег крыша протекала первую зиму. Добрые люди, которые строили свои дома по соседству, делились стройматериалами», – вспоминает Гулрафтор.

Из-за раннего брака она так и не закончила учебу в школе. С неоконченным средним образованием постоянную работу найти не получается: женщина подрабатывает на полях местных фермеров или на стройке.

«23 года – старая дева»

Сейчас Камиле 23 года. В 19 лет она уехала из Ташкента учиться в одну из стран Евросоюза. Домой возвращаться не хочет: «Если я туда вернусь, то из-за узбекских традиций меня выдадут замуж. Это стыд для моей семьи, что девушка в 23 года еще не замужем. 23 года – это уже старая дева».

По словам Камилы, каждый ее разговор с матерью заканчивается тем, что «пора выходить замуж». «Мы узбеки. Мы мусульмане. Принято, что девушка должна выходить замуж рано, карьера и работа должны выходить на второй план. Первое – это семья и то, что девушка сидит дома, смотрит за детьми и домашним бытом», – рассказывает она.

У Камилы пока другие планы: «Я хочу остаться тут, не хочу возвращаться в то место, откуда еле выбралась. Я не собираюсь выходить замуж за узбека, а потом сидеть дома».

«Юная и неиспорченная»

«Мне было 23 года, ей – 15. Подождали, пока она 9-й класс закончит, и поженились», – вспоминает 56-летний Самат. Он живет в Кыргызстане. «Этот возраст сейчас для меня звучит страшно. Моей младшей дочери 17, она еще ребенок. Я не представляю, чтобы взрослый мир ее поглотил ролью жены».

В юности, закончив университет, Самат хотел остаться в Бишкеке. Но как младший сын, по кыргызской традиции должен был заботиться о родителях.

«Мои старшие братья со своими семьями жили далеко, но приехали к окончанию моей учебы, чтобы женить меня. Мать, отец и братья окружили меня за ужином и сообщили, что нашли мне девушку помладше: «Она еще юная и неиспорченная, можешь как хочешь под себя и под нашу семью воспитать», – рассказывает Самат.

«Юная так юная. Думал, ну 18-20. А когда узнал, что ей 15, был ошарашен. Хотя не думал о законности этого вопроса. Моя бабушка вообще в 13 вышла замуж, мама – в 16, мои братья похищали себе жен – тоже все выпускницами школ были», – продолжает он.

«Я старался относиться к ней бережно, защищал от моих и даже от ее родственников. Родить ее торопили не только мои и ее родители, но даже троюродные племянники и сваты брата. Мы не заводили детей первые два года, и за это время чего она только не слышала даже от своей матери», – говорит Самат.

Его жена умерла от рака груди. «Если честно, думаю, что она не была счастлива. Но она оставила мне детей, и я хочу помочь им стать счастливыми».

Некоторые имена изменены по просьбе героев.

Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи. Смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.

Консультации психолога для родителей

Психолог, к которому обращаются родители для помощи, – это источник знаний и практических рекомендаций. Для каждого возраста характерны свои особенности, внимание к которым поможет избежать травматизации психики ребенка и воспитать сильную, самодостаточную личность.

Особенно родителям стоит проконсультироваться со специалистом, если вы заметили, что ребенок:

  • Испытывает трудности в коммуникации со сверстниками, семьей (братьями, сестрами), воспитателями, учителями.
  • Плохо адаптируется к переменам (приход в садик, школу).
  • Чрезмерно активен и требует постоянного внимания, чересчур возбудим и невнимателен, плохо контролирует свое поведение.
  • Имеет страхи, фобии или склонен к излишней тревоге.
  • Предъявляет неадекватно завышенные требования к родителям и своему окружению, капризничает, проявляет агрессию и устраивает частые истерики.
  • Слишком стеснителен, замкнут, мало общается с окружающими, боится попросить помощи у старших.
  • Постоянно ленится, не хочет учиться или учится как попало, не слушает старших, не реагирует на замечания.
  • Еще один не менее тревожный звоночек – вы застали его за воровством или обманом.

    Конечно, причины всех этих поведенческих проявлений могут быть различными. И обращение к психологу не означает, что вы плохо справляетесь с воспитанием малыша. Каждый возраст имеет свои сильные и слабые стороны, как и личность в целом. Любому родителю, вне зависимости от наличия явных проблем в семье, будет не лишним проконсультироваться со специалистом. Специалист поможет предотвратить дальнейшие ошибки и гармонизирует отношения в семье.

    Консультации психолога

    То, как ведут себя наши дети, – в основном наша заслуга. Поэтому работа над собой имеет большое значение и будет полезна не только самим родителям, но и их чадам.

    Родителям особенно важно уделять пристальное внимание воспитанию ребенка, когда он проходит возрастные кризисы:

    1. Кризис новорожденности. Малыш уже когда рождается, находится в кризисном состоянии. Он привыкает к свету, звуку и множеству новых для него явлений.
    2. Кризис одного года. Ребенку все больше нравится исследовать окружающую его среду, но вот только он сталкивается с понятиями «надо», «нельзя» и другими ограничениями, которых раньше он не испытывал.
    3. Кризис трех лет называют одним из самых сложных. Ребенка все труднее воспитывать и справляться с его неукротимым желанием быть самостоятельным. Тут появляется и негативизм, и упрямство, устраиваются первые бунты против старших.
    4. Кризис семи лет характеризуется стремлением к социальным контактам и общению. Ребенок обретает статус ученика в школе, его жизнь приобретает еще один целый мир, в котором свои законы и трудности.
    5. Кризис 13 лет (подростковый кризис). Отличается эмоциональной неустойчивостью, негативизмом и стремлением быть самостоятельным. Ребенок часто конфликтует с родителями. Он чем-то схож с кризисом трех лет, но намного сложнее.
    6. Кризис 17 лет связан с уходом со школы и предстоящей взрослой жизнью. Тревога, страх, иногда нервозность – вот что испытывает человек в этот период.
    7. Помимо основных кризисных моментов, в жизни ребенка могут возникать и другие травматические ситуации, которые также подлежат вниманию и требуют психологической поддержки, а именно:

      • переезды;
      • развод родителей;
      • ожидание и появление второго ребенка в семье;
      • плохие отношения с мачехой или отчимом.

      Психолог поможет наладить атмосферу благополучия в том числе в тех ситуациях, когда отец и мать придерживаются противоположных или кардинально отличающихся взглядов на воспитание.

      Как проходят консультации психолога

      Каждая из семей уникальна, каждая ситуация индивидуальна и требует различных решений и методик. Именно поэтому работа психолога так сложна, она больше походит на искусство: нет заготовленных техник для всех, всегда все индивидуально.

      Для начала работы родителям нужно описать суть проблемы, разложить все сложные ситуации, обсудить. После обсуждения их с психологом составляется дальнейший план действий. Количество встреч всегда различно, в зависимости от типа сложностей, личности каждого родителя и многих факторов, влияющих на жизнь семьи. Проводятся консультации как для родителей отдельно, так и вместе с ребенком. Порядок и тип встреч определяет специалист. Бывает, что одного часа мало для первой встречи, поэтому она происходит всегда без ребенка, количество вопросов часто не дает возможности перейти непосредственно к малышу. То же самое практикуется на последней консультации: обычно она проходит только с отцом и матерью. На этой встрече закрепляются все результаты и оговариваются дальнейшие действия.

      Это если говорить в общем. Внутри процесса происходит множество изменений и действий, которые определяются индивидуально для каждой ситуации и семьи. Чтобы понять, в каком направлении двигаться, как справляться с возникшими трудностями, записывайтесь на консультацию уже сейчас.

      Смотрите еще:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *